Законы о рыболовстве

М. Мень:


Есть предложение сразу рассмотреть второй вопрос - об утверждении Программы мероприятий по организации и регулированию промышленного, любительского и спортивного рыболовства, охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах и рыбоводству в Ивановской области на 2010 – 2015 годы. Докладчик Габузов Глеб Олегович – начальник службы по охране объектов животного мира Ивановской области. Пожалуйста, Глеб Олегович.

Г. Габузов: Уважаемый Михаил Александрович! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!


В своем докладе я хотел бы обрисовать программу в целом, а более подробно отдельные направления будут раскрыты в соответствующих содокладах и выступлениях.

Ивановская область обладает большим потенциалом для рыбоводства и рыболовства, в том числе рекреационного рыболовства. Однако за последние годы в рыбном хозяйстве региона сложились условия, негативно влияющие на его динамичное развитие.

Представляемая сегодня программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 01.03.2010 рабочей группой под руководством первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области П.А. Конькова. В ней определяются основные мероприятия формирования единой государственной политики Ивановской области в области развития рыбной отрасли на долгосрочный период. В программе сформулированы цели, задачи, направления и способы достижения эффективного использования рыбохозяйственных водоемов и рыбных ресурсов региона.

Рыбное хозяйство Ивановской области является сектором экономики, охватывающим широкий спектр видов деятельности материального производства и непроизводственной сферы от прогнозирования сырьевой базы рыбной отрасли до организации рыбной торговли. Сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд характерных особенностей, связанных с сезонностью промысла, подвижностью водных биоресурсов во времени и пространстве, трудностью достоверного прогнозирования рыбных запасов и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства.

В настоящее время изучение, добыча, сохранение и воспроизводство рыбных ресурсов обеспечиваются не в должной мере. Данное положение обусловлено как экономическими причинами, так и отсутствием целенаправленной инвестиционной политики по развитию объектов рыборазведения, рыболовства и рыбопереработки. Не получило должного развития товарное рыбоводство, как один из факторов занятости населения области. В последние десять лет резко сократилась численность специалистов-рыбоводов, работающих в рыбном хозяйстве региона. Несмотря на высокий потенциал и конкурентные преимущества Ивановской области в области любительского и спортивного рыболовства, данное направление носит стихийный и неорганизованный характер.

Система охраны рыбных запасов и среды их обитания настоятельно требует дальнейшего совершенствования, так как значительно возросли масштабы незаконного промысла рыбы, особенно ценных и охраняемых видов рыб. В предыдущем периоде не удалось создать эффективную региональную нормативную правовую базу функционирования рыбного хозяйства, обеспечить оперативную координацию деятельности рыбохозяйствующих субъектов и совершенствование системы управления рыбохозяйственным комплексом.

Данной программой предусматривается принятие системных мер, направленных на преодоление кризиса в рыбном хозяйстве области и создание условий для эффективного развития рыбной отрасли.

Анализ современного состояния рыбного хозяйства региона позволяет обозначить основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию, а именно:
- отсутствие концептуального подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства Ивановской области;
- отсутствие необходимой региональной нормативной правовой базы, механизмов устойчивого и долгосрочного управления рыбными ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбной отрасли;
- бессистемное расположение рыбопромысловых участков и их разделение по видам использования;
- рост масштабов незаконного промысла рыбы;
- рост нагрузки на водные биологические ресурсы со стороны рыболовов-любителей;
- стихийность и неорганизованность рыболовного туризма на водоемах Ивановской области;
- резкое снижение водного биологического потенциала прудового и озерного товарного рыбоводства;
- высокий уровень физического износа и морального старения основных средств рыборазведения, промысла и средств охраны и изучения рыбных ресурсов.

На основе анализа основных проблем программой определяются 7 целей ориентированных на вывод рыбного хозяйства области из кризисного состояния и разработки путей его эффективного развития.

Первая цель - совершенствование законодательства с целью уменьшения административного давления на отрасль и снятия административных барьеров в отношении рыбопользователей.

Для этого потребуется разработка и принятие региональных нормативных правовых актов в сфере рыбного хозяйства, о них более подробно будет доложено в одном из выступлений.

Вторая цель - оптимизация схемы размещения рыбопромысловых участков и их параметров.

Для ее достижения потребуется установление и описание новых границ рыбопромысловых участков, определение целей их использования и, наконец, подготовка и заключение договоров о предоставлении рыбопромыслового участка по результатам конкурса на право заключения договора.

Третья цель - обеспечение контроля за исполнением законодательства в области промышленного, любительского и спортивного рыболовства, включающее в себя:
- ежегодное распределение квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, заключение договоров и контроль за их исполнением;
- организация охраны водных биологических объектов и мест их обитания;
- организация охраны мест нерестилищ;
- контроль за объемом вылова водных биологических ресурсов.

Четвертая цель - повышение эффективности переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, включающее в себя:
- создание рыбоперерабатывающих производств в г. Пучеже и г. Юрьевце;
- продвижение продукции рыбного хозяйства через существующие торговые предприятия области.

Пятая цель - развитие любительского и спортивного рыболовства, для достижения которой предусмотрено:
- разработка инвестиционных проектов по развитию любительского и спортивного рыболовства;
- субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым на развитие любительского и спортивного рыболовства по линии поддержки малого предпринимательства;
- выделение займов по развитию любительского и спортивного рыболовства по линии поддержки малого предпринимательства.

Шестая цель - развитие промышленного рыбоводства (аквакультуры) запланировано в программе в рамках постановления Правительства Ивановской области от 10.07.2008 «О мерах по развитию промышленного рыбоводства (аквакультуры) на территории Ивановской области».

И, наконец, седьмая цель - активизация развития рынка услуг в сфере промышленного, любительского и спортивного рыболовства и рыбоводства, которая потребует:
- инвентаризации существующих спортивных рыболовных баз и рыбоперерабатывающих производств на территории области;
- инвентаризации земельных участков, пригодных для строительства, реконструкции и модернизации объектов промышленного, любительского и спортивного рыболовства и рыбоводства;
- формирования перечня инвестиционных площадок для использования под объекты промышленного, любительского и спортивного рыболовства и рыбоводства и представление его в ДЭРиТ Ивановской области;
- актуализации информации по данному перечню;
- активизации работы по привлечению инвесторов в сферу промышленного, любительского и спортивного рыболовства и рыбоводства.

В заключение хочу сказать, что для совершенствования системы государственного управления в области сохранения и увеличения рыбных ресурсов требуются отлаженные и последовательные действия всех заинтересованных сторон.

Дальнейшее совершенствование законодательства Ивановской области и разработка нормативных правовых актов в сфере рыбного хозяйства будут способствовать разрешению и предупреждению проблем рыбной отрасли.

В ходе реализации данной программы будет осуществляться мониторинг ее исполнения и оценка эффективности результатов и соответствующих реформ.

С учетом изложенного прошу вас принять представленную программу.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

М. Мень: Спасибо. Есть вопросы к основному докладчику? Спасибо, присаживайтесь. Девочкин Алексей Михайлович – индивидуальный предприниматель, директор рыболовной базы «Зеленый Мыс». Пожалуйста, Алексей Михайлович.


А. Девочкин: Уважаемый Михаил Александрович! Уважаемые члены Правительства! Уважаемые участники заседания!


Увлечение рыбалкой во всем мире имеет самый массовый характер отдыха среди всех видов отдыха на природе.

В нашей стране и в нашей области, в связи с изменившимися социально-экономическими условиями также отмечается рост увлечения населения любительской рыбалкой, вовлекающей в свою орбиту миллионы людей.

Несмотря на то, что в силу ряда причин наше государство продолжает традиционно отдавать предпочтение промышленному рыболовству, любительское и спортивное (рекреационное) рыболовство способно занять более весомую роль в социально-экономическом развитии нашей области.

Во-первых, любительское рыболовство затрагивает интересы значительно большего числа населения, в сравнении с промышленным. Так, если в сфере рыбохозяйственного комплекса России в настоящее время задействовано около 370 тыс. человек, то любительским рыболовством занимается, по экспертным оценкам, от 15 до 20 млн. человек. По Ивановской области 300 человек занимаются промышленным рыболовством и около 100 тыс. человек – спортивно-любительским рыболовством.

Во-вторых, особую роль любительское и спортивное рыболовство играет в вопросах восстановления трудового потенциала общества. Занятие рыболовством благотворно влияет на устойчивость организма к стрессовым ситуациям, создает здоровую альтернативу распространению наркомании, преступности и других социальных пороков, укрепляет здоровье и содействует оздоровлению нации. Придание спортивному рыболовству статуса официального вида спорта дает дополнительный импульс развитию здорового соревновательного духа среди рыболовов, делает его привлекательным для всех слоев населения.

В-третьих, любительское рыболовство занимает важное место в обеспечении продуктами питания населения. Во многих регионах страны вылов рыбы гражданами по экспертным оценкам значительно превышает объемы промышленного (коммерческого) рыболовства. В Ивановской области промысловиками вылавливается в лучшем случае 200 тонн рыбы в год, а любителями – 2000 тонн.

В-четвертых, при правильной организации и соответствующем государственном регулировании любительское рыболовство представляет собой мощный ресурс социально-экономического развития, состоящий из налоговых поступлений и вовлечения в оборот финансовых средств от оказания услуг и реализации товаров рыболовного спроса, создания новых рабочих мест.

Возможные доходы в нашей области от спортивно-любительского рыболовства, это:
налоги на различные виды бизнесы;
налоги с зарплат работников;
налоги на землю;
налоги на воду;
поступления от продажи рыболовных путевок;
налоги на технику и недвижимость – базы, авто, снегоходы, лодки, моторы, оружие;
поступления от смежных бизнесов – сельское хозяйство, торговля ГСМ, связь, общепит, энергетика, музеи, розничная торговля, транспорт, бытовое обслуживание, реклама, строительство и т.д.?

В-пятых, удачное географическое расположение нашей области. С одной стороны близость Московского региона с более чем миллионной армией рыболовов, с другой стороны наличие одного и трех крупнейших водоемов центральной России – Горьковского водохранилища. Все это позволяет развивать не только внутреннее рыболовство, но и рыболовный туризм, а рыболовный туризм и рыболовный спорт – способствуют повышению узнаваемости региона и усиления его имиджа.

На водоемах Ивановской области стали уже традиционными, любимыми и общеизвестными рыболовные соревнования, это Кубок Губернатора Ивановской области по спиннингу, зимний рыболовный праздник «Динамовская рыбалка», общероссийский фестиваль «Рыбак рыбака».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения вопросов развития любительского рыболовства необходимо учитывать, что спрос на рыболовные услуги и товары будет устойчивым только при условии качественного состояния рыбных запасов в основных водоемах Ивановской области. В данной программе отражены наиболее важные для развития любительского, спортивного и рекреационного рыболовства моменты:
- законодательная поддержка рационального использования рыбных ресурсов и усиление контроля вылова;
- создание органов рыбоохраны Ивановской области и борьба с браконьерством;
- более тесное сотрудничество с рыболовной наукой для полного и эффективного использования потенциала области;
- пересмотр границ рыболовно-промысловых участков и порядка распределения квот с учетом действующего законодательства и эффективности их использования;
- поддержка субъектов малого предпринимательства при инвестировании в сферу рекреационного рыболовства и туризма.

Прошу поддержать данную программу.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

М. Мень: Спасибо. Двигаемся дальше. Медведкова Татьяна Васильевна – заместитель начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области.


Т. Медведкова: Уважаемый Михаил Александрович! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!


Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области проводит работу по развитию промышленного рыбоводства в рамках стратегии развития аквакультуры в РФ на период до 2020 года, утвержденной Минсельхозом России, и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В текущем году Департаментом совместно с заинтересованными структурами и муниципальными образованиями проведена инвентаризация прудовых, индустриальных и озёрных хозяйств на территории Ивановской области, для формирования на федеральном уровне реестров хозяйствующих субъектов, занимающихся сельскохозяйственным рыбоводством.

При разработке материалов в проект рассматриваемой программы Департаментом принимались во внимание различные направления развития промышленного рыбоводства с учетом предложений руководителей рыбохозяйственных организаций области.

Увеличение производства рыбной продукции предусматривается за счёт эффективного использования потенциальных возможностей природно-климатического, ресурсного потенциала области и вовлечения новых собственников прудового хозяйства, которые приобрели имущество в ходе реализации конкурсного производства АО «Ивановский рыбокомбинат» или планируют освоение новых прудовых площадей и земельных участков под промышленное рыбоводство.

Программные мероприятия базируются на технико-технологической модернизации, связанной с реконструкцией существующих производственных мощностей, в частности, в Тейковском и Комсомольском районах, это сельхозпредприятия «СП «Нельша» и ООО «Васгун», созданием новых садковых площадей в Комсомольском и Фурмановском районах, а также применением методов интенсификации производственных процессов - это внедрение установок замкнутого водоснабжения в Ивановском районе.

Мероприятиями предусматривается введение в оборот 342 га прудовых площадей и проведение реконструкции 55 га.

Кроме того, «Рыбхоз «Широково» Фурмановского района планирует организацию интегрированного рыбоводно-утиного хозяйства.

Выращивание рыбы в индустриальных условиях садковых хозяйств и на установках замкнутого водоснабжения позволит обеспечить не только рост производства продукции промышленного рыбоводства, но и перейти на выращивание высокопродуктивных пород рыб.

С целью обеспечения выполнения контрольных целевых индикаторов производства товарной продукции на 2010-2015 годы предлагаемой к рассмотрению программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, планируется предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по всем видам кредитов, полученных в российских кредитных организациях, и на приобретение племенного рыбопосадочного материала.

По первой позиции выделение субсидий осуществляется при получении заявителями кредитных ресурсов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов промышленного рыбоводства, а также на пополнение оборотных средств - закупку рыбопосадочного материала, ГСМ, кормов.

Однако, рыбохозяйственные организации, находящиеся в стадии становления, испытывают трудности с получением кредитных ресурсов из-за недостатка залоговой базы.

В то же время, для восстановления и развития товарного рыбоводства необходима не только государственная поддержка, но и решение на местах, на уровне муниципальных образований, вопросов передачи земельных участков в аренду и закрепления водоемов или передачи их в аренду на длительный срок потенциальным инвесторам.

Требуется решение этих проблем в Приволжском районе - под строительство прудового хозяйства с вводом в эксплуатацию 18 га площадей, в Кинешме - под строительство нагульных прудов в с. Луговое, в Ивановском районе для организации индустриального рыбоводства близ д. Пещеры, в Фурмановском районе в с.Хромцово.

Реализация комплекса мероприятий позволит получить среднегодовые приросты товарной рыбной продукции на уровне 4-5% и достигнуть производства в 2015 году в объеме 190 т. при темпе роста продукции к уровню текущего года 23%, а также создать новые рабочие места.

Спасибо за внимание.

М. Мень: Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь. Ершов Николай Федорович – глава Пучежского муниципального района. Пожалуйста.


Н. Ершов: Уважаемый Михаил Александрович! Уважаемые члены Правительства, приглашенные!


Пучежский район расположен вдоль берега реки Волга, его водная граница имеет протяженность 42 км. На водной территории выделены 10 участков промышленного и 3 участка любительского рыболовства. На промышленных участках работают рыбопромысловые звенья, которые официально ведут учет выловленной рыбы согласно выделенным квотам, ведут лов рыбы в соответствии с законом о рыболовстве сетями разрешенных ячей и отчитываются за выловленную рыбу перед службой по охране объектов животного мира, а так же перед агентством рыбного хозяйства.

По участкам любительского рыболовства совершенно другая картина. Нет учета выловленной рыбы, любительское рыболовство ведется хаотично, не организованна работа по вопросу грамотной работы с любителями-рыболовами и не созданы условия для отдыха людей этой категории.

В рамках реализации программы в районе намерены организовать рыбоперерабатывающее производство на базе ОАО «Пучежская машинно-техническая станция».

Данное предприятие имеет рыбопромышленные участки, осуществляется добыча леща, плотвы, чехони, судака и другой рыбы, а так же получены квоты на вылов.

Для того чтобы организовывать рентабельное производство по переработке рыбы необходимо решить следующие проблемы, которые требуют поддержки на областном уровне:
- требуется увеличение срока действия разрешения на добычу (вылов) биологических ресурсов минимум до 10-ти лет;
- в конкурсную документацию по распределению рыбопромысловых участков включить условия преимущества для действующих добывающих предприятий;
- в конкурсную документацию включить пункт о невозможности передачи рыбопромыслового участка в субаренду;
- увеличить процентную долю от общей площади водоема, на которую может претендовать участник конкурса, с 30% до 50%.

При планировании организации рыбоперерабатывающего производства исходили из следующих условий:
- размещение производства на базе предприятия, которое длительный срок занимается выловом рыбы;
- территория предприятия заявлена как одна из инвестиционных площадок;
- создание нового производства позволит организовать около 40 рабочих мест;
- в процессе переработки организовать выпуск следующих видов продукции: рыба замороженная, копченная, вяленная, консервы рыбные;
- сбыт продукции предпочтительно организовать на территории Ивановской области;
- ориентировочная стоимость реализуемого проекта 2,5 млн. рублей;
- на реализацию проекта планируется привлечение льготного кредита в «Россельхозбанке» и в Государственном фонде поддержки предпринимательства Ивановской области сроком на 5 лет с субсидированием процентной ставки.

При выполнении вышеуказанных условий предполагаемый срок реализации проекта - 2011 год, объем переработки рыбной продукции до 100 тонн в год с учетом привозного сырья.

Рыбное хозяйство Ивановской области - это сложный специфический сектор экономики, имеющий широкий спектр видов деятельности. В представленной программе прописано все: от вопросов рыборазведения до переработки рыбы. Представлены направления развития как производственного, так и любительского рыболовства. Программа необходима области и ее, с учетом доработки, я считаю, необходимо принять.

Спасибо за внимание.

М. Мень: Спасибо. Везиров Эдгар Джаваниширович - член Молодежного правительства Ивановской области, дублер начальника службы по охране объектов животного мира Ивановской области. Пожалуйста.


Э. Везиров: Уважаемый Михаил Александрович! Уважаемые члены Правительства и участники заседания!


При разработке и дальнейшей реализации программы, мне, как будущему юристу, наиболее интересна та ее часть, которая касается совершенствования областного законодательства в сфере рыбного хозяйства.

Изучая данный вопрос, становится понятно, что законодательная база требует серьезной доработки и развития. Современное ее состояние не позволяет развивать отрасль в тех направлениях, которые наиболее актуальны в настоящий момент.

В программу нами были включены только основные и первостепенные нормативно-правовые акты, хотя, в ходе ее реализации, безусловно, будет возникать необходимость в дополнительном развитии законодательной базы отрасли.

Позвольте подробней остановиться на каждом из планируемых к разработке и принятию включенных в программу документов.

В III квартале 2010 года планируется разработка и принятие распоряжения Правительства Ивановской области «Об организации конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации промышленного, любительского и спортивного рыболовства и товарного рыбоводства».

Необходимость принятия данного документа обусловлена тем, что в 2010 году истекает срок предоставления в аренду всех рыбопромысловых участков области, соответственно потребуется проведение новых аукционов для заключения договоров аренды.

В IV квартале 2010 года планируется разработать и принять постановление Правительства Ивановской области «О целях использования рыбопромысловых участков Ивановской области».

Рыбопромысловые участки по характеру использования подразделяются на участки промышленного и спортивно-любительского лова. Современное их распределение, по нашему мнению, носит бессистемный и недостаточно обоснованный характер, не соответствующий требованиям рационального использования рыбных запасов.

Также в IV квартале 2010 года планируется разработать и принять постановление Правительства Ивановской области «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 14 сентября 2006 года № 154-п «О порядке распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями водными биоресурсами на территории Ивановской области».

Отдельные пункты постановления не соответствуют ныне действующему законодательству и требуют доработки.

Во II квартале 2011 года планируется разработать и принять постановление Правительства Ивановской области «Об основных принципах формирования рыбопромысловых участков на территории Ивановской области».

В настоящее время границы рыбопромысловых участков располагаются бессистемно, без привязки к особенностям акватории. Необходимо выстроить их с учетом расположения населенных пунктов, нерестилищ, рельефа дна, и, наконец – их рационального использования.

В III квартале 2011 года планируется разработка и принятие распоряжения Правительства Ивановской области «О формировании рыбопромысловых участков на территории Ивановской области».

Данным распоряжением будут распределены границы рыбопромысловых участков на принципах, установленных указанным выше постановлением.

И, наконец, в IV квартале 2011 года необходимо, на наш взгляд, разработать и принять Закон Ивановской области «О рыболовстве и охране рыбных запасов в Ивановской области».

Аналогичные законы существуют во многих регионах страны. Его принятие в Ивановской области позволит закрепить юридически весь комплекс действий по развитию рыболовной отрасли.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

М. Мень: Спасибо. Коллеги, есть еще желающие? Да, пожалуйста, Владимир Сергеевич.


В. Соков: Михаил Александрович, так как предоставление рыбопромысловых участков будет осуществляться на конкурсной основе, то я предлагаю включить ряд пунктов в план мероприятий по реализации программы, касающихся организации конкурсов, а также разработки нормативно-правовой базы. Я подготовил эти предложения и готов передать их разработчикам программы.


М. Мень: Я думаю, что это нормально, давайте. Есть еще вопросы? Спасибо. Давайте подводить черту. Вы знаете, готовясь к сегодняшнему заседанию Правительства и делая анализ ситуации в регионе, вот что вызывает серьезный вопрос. У нас самая длинная протяженность реки Волга и самая большая площадь Горьковского водохранилища среди многих субъектов РФ, но у нас далеко не самая высокая квота на рыбную ловлю. Это о чем говорит? О том, что у нас мало ловят рыбу? Нет, это не так. Это говорит о том, что у нас до сих пор, к сожалению, достаточно серьезно развит нелегальный способ ловли рыбы. Поэтому в этой сфере нужно наводить порядок. В целом данный документ позволит внести определенную упорядоченность в систему рыболовства, поскольку программой предусмотрена разработка схемы размещения, условных участков, параметров и так далее. Очень важно не затягивать с этим процессом, чтобы все то, что мы сегодня обсудили и задумали, не осталось на бумаге. Работа очень серьезная.


И последнее, что я хотел бы сказать. Несмотря на то, что этим безусловно должна заниматься наша служба, которая несет ответственность за охрану объектов животного мира, Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области не должен остаться в стороне, поэтому давайте мы в число соисполнителей и соразработчиков данного документа включим Департамент сельского хозяйства. Это будет логично и оправдано, потому что эта задача безусловно двух комплексов. Будем эту ситуацию исправлять.

Спасибо. Уважаемые главы, через 15 минут собираемся на совещание.

\