Законы о рыболовстве

Стенограмма заседания Правительства Ивановской области 19 июля 2011 года.

М Мень:
Так. Добрый день, коллеги. Начинаем работать.

Давайте приступать теперь к обсуждению основной повестки дня. У нас главный серьезный вопрос о ходе исполнения Программы мероприятий по организации и регулированию промышленного, любительского и спортивного рыболовства, охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах и рыболовству Ивановской области на 2010 – 2015 годы. Серьезная программа. Прошу с основным докладом выступить Габузова Глеба Олеговича – руководителя службы охраны объектов животного мира. Пожалуйста.
 
Г. Габузов: Уважаемый Михаил Александрович!
Уважаемые члены Правительства, участники заседания!
 
Ивановская область, как всем известно, обладает большим потенциалом для рыболовства, рыбоводства, в том числе рекреационного рыболовства. Анализ современного состояния рыбного хозяйства региона позволил выявить основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию:
- отсутствие необходимой нормативной правовой базы, механизмов устойчивого и долгосрочного управления рыбными ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбной отрасли;
- бессистемное расположение рыбопромысловых участков и их разделение по видам пользования;
- рост нагрузки на водные биологические ресурсы со стороны рыболовов-любителей;
- рост масштабов незаконного промысла рыбы;
- стихийность и неорганизованность рыболовного туризма на водоемах Ивановской области;
- резкое снижение водного биологического потенциала прудового и озерного товарного рыбоводства;
- высокий уровень физического износа и морального старения основных средств рыборазведения, промысла и средств охраны и изучения рыбных ресурсов.
В целях создания условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса после обсуждения на заседании Правительства Ивановской области 28 октября 2010 г., была утверждена Программа мероприятий по организации и регулированию промышленного, любительского и спортивного рыболовства, охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах и рыбоводству Ивановской области на 2010 - 2015 годы.
Напомню, основные направления Программы это:
- совершенствование управления рыбохозяйственными водоемами и рыбными ресурсами Ивановской области;
- регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства и аквакультуры (товарное рыбоводство);
- совершенствование мер по охране водных биологических ресурсов;
- совершенствование системы рыбохозяйственных научных исследований.
 
Предполагается мероприятия Программы осуществить в три этапа.
Первый этап – 2010-2011 гг.
Основное внимание направленно на решение первоочередных задач по созданию региональной нормативной правовой базы, отладку всех аспектов рыбохозяйственной деятельности и структурных преобразований.
Второй этап 2012-2013 гг. Стабилизационный.
Предполагается переход рыбного хозяйства к устойчивому развитию на основе достижений науки, развития рыбной инфраструктуры, повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
Третий этап 2014-2015 гг. Период устойчивого развития.
Он включает в себя нарастание развития и вложение инвестиций в развитие рыбного сектора.
В рамках первого этапа программы перед службой как центральным органом исполнительной власти, ответственным в данной сфере общественных отношений, были сформированы семь основных целей, которые реализовывались в течение 2010 года и реализовываются в настоящее время.
Цель № 1. Совершенствование законодательства с целью уменьшения давления на отрасль, снятия административных барьеров в отношении рыбопользователей.
Для ее исполнения перед службой была поставлена задача на первом этапе реализации Программы разработать 5 проектов необходимых правовых актов.
В настоящее время процесс разработки необходимых НПА идет в соответствии с установленными сроками, с участием заинтересованных государственных органов, муниципальных образований, субъектов малого и среднего предпринимательства.
Цель № 2. Оптимизация схемы размещения рыбопромысловых участков и их параметров. Очень важная цель.
Данный вопрос, при его проработке, оказался достаточно не однозначным и сложным.
На территории Ивановской области (в основном на р. Волга) располагается 61 рыбопромысловый участок, в том числе для промышленного рыболовства 23 участка, для спортивного и любительского рыболовства 38 участков.
Причем, на территории Заволжского района - 4 участка, Кинешемского района - 9 участков, Юрьевецкого района - 25 участков, Пучежского - 18 участков, Тейковского и Гаврилово-Посадского - 2 участка, Южского района - 1 участок, Вичугского района - 1 участок, Приволжского - 1 участок.
Данная схема сформирована еще Департаментом землепользования и природных ресурсов и в процессе использования обнаружила достаточно большое количество недостатков. В частности: на ряд участков, находящихся в бассейне р. Клязьма (Гаврилово-Посадский, Южский районы), не выделяются в установленном порядке квоты на водные биологические ресурсы, в ряде районов, например, в Юрьевецком, было необоснованно увеличено в разы количество рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства. Данные участки оказались невостребованными, что фактически блокировало развитие промышленного рыболовства в районе.
 Исходя из этого, в соответствии с Программой было принято принципиальное решение об изменении схемы расположения рыбопромысловых участков и уточнении целей их использования.
Для недопущения остановки промысла, учитывая, что в феврале 2011г. истек трёхлетние срок пользования рыбопромысловых участков, заключённый ещё Верхневолжским управлением Росрыболовства в 2008г., весь процесс оптимизации схемы РПУ было решено провести в три этапа.
1 Этап. Заключить договоры на пользование РПУ для осуществления промышленного рыболовства по старой схеме со сроком на один год. Договоры на пользование РПУ для организации любительского и спортивного рыболовства в 2011 году не заключать. Таким образом, мы еще в прошлом году предвосхитили проблемы, которые возникли сегодня в отношении спортивного рыболовства, что позволило избежать напряжения среди рыболовов-любителей нашей области. Что касается промышленного рыболовства, то участки на сегодняшний день распределены, о чем более подробно буден сообщено в дальнейших выступлениях.
2 Этап. Осуществить в 2011 году разработку, согласование с Росрыболовством и утверждение новой схемы расположения и назначения РПУ.
В связи с вышеупомянутыми проблемами спортивного рыболовства, решение этой задачи пришлось скорректировать. В настоящее время служба, взаимодействуя со всеми заинтересованными лицами и организациями, ведет разработку основных принципов формирования новой схемы рыбопромысловых участков, для разработки соответствующего правового акта. Основные принципы формирования схемы расположения участков, по нашему мнению, должны выглядеть следующим образом:
-в первую очередь, необходимо сформировать 7 крупных промысловых участков, путем объединения существующих в настоящее время на территории Юрьевецкого и Пучежского муниципальных районов.
-не создавать промысловые участки вдоль побережья городов, примыкающих к акватории водохранилища, а также в устьях, впадающих в него рек.
-до решения вопроса на федеральном уровне не создавать спортивных рыбопромысловых участков и оставить всю остальную территорию акваторий зоной свободного лова.
3 Этап. После формирования границ рыбопромысловых участков, заключить в 2012 году договоры на пользование РПУ для осуществления промышленного рыболовства, любительского и спортивного рыболовства по новой схеме на срок 20 лет. Эта задача будет реализована после завершения первых двух этапов.
Цель № 3. Обеспечение организации и проведения конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, организации любительского и спортивного рыболовства, заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыболовства.
В соответствии с требованиями Программы, реализуя переданные полномочия, впервые в своей истории Ивановская область организовывала конкурсы на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства. Некие вопросы при организации конкурсов естественно возникли. Ряд промышленников оказался неготовым к требованиям федерального законодательства в этой отрасли, которое изменилось совсем недавно. О проблемах, возникших в ходе организации конкурсов и путях их решения, расскажет в своём выступлении член Правительства Ивановской области, начальник Департамента конкурсов и аукционов - Соков Владимир Сергеевич.
Цель № 4. Повышение эффективности переработки и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов.
Данная цель, включающая в себя создание рыбоперерабатывающих производства в Пучежском и Юрьевецком районе, является одной из ключевых позиций в деле формирования рыбохозяйственного, если так можно выразиться, кластера в Ивановской области. Необходимо сказать, что к чести руководства Пучежского района план создания рыбоперерабатывающих производств на территории данных муниципальных районов, установленный Программой, выполнен практически. О вопросах создания производств такого рода более подробно сообщит Глава Пучежского муниципального района - Ершов Николай Фёдорович – человек, много сделавший для развития рыбной отрасли районе и в целом в регионе.
Цель 5. Развитие любительского и спортивного рыболовства.
На начало 2011 года Ивановская область, при фактической ориентации рыбохозяйственного комплекса с начала 2008г. на организацию любительского и спортивного рыболовства, имела по нему крайне низкие показатели. Они свидетельствуют о фактическом отсутствии организованного любительского и спортивного рыболовства на наших водоёмах. Всё в этом направлении осуществляется большей частью стихийно. При этом у наших соседей в Нижегородской области организованное любительское и спортивное рыболовство характеризуется нулевыми показателями, в Костромской области также крайне незначительно. Проблемы организации любительского и спортивного рыболовства известны и решаются, в том числе, и на самом высоком уровне.
Неслучайно в настоящее время, разрабатывается специальный федеральный закон о любительском и спортивном рыболовстве. Подробнее об этих проблемах развития данного вида рыболовства в Ивановской области расскажет в своём выступлении член инициативной группы по разработке вышеуказанного закона - Девочкин Алексей Михайлович.
Цель № 6 Развитие промышленного рыбоводства (аквакультуры).
Данное направление Программы, являясь её наиболее ранним элементом, реализуется Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 10.07.2008г., о чем расскажет соответственно более подробно заместитель начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия - Кузнецов Михаил Сергеевич.
И наконец, цель № 7 – это активизация развития рынка услуг в сфере промышленного, любительского и спортивного рыболовства и рыбоводства.
Реализуя данный раздел службой совместно с муниципальными образованиями, как и предусмотрено Программой, в первой половине 2011г были организованы:
- инвентаризация существующих спортивных рыболовных баз и рыбоперерабатывающих производств на территории Ивановской области;
- инвентаризация земельных участков, пригодных для строительства, реконструкции и модернизации объектов промышленного, любительского и спортивного рыболовства и рыбоводства.
Первоначальная информация из всех муниципальных районов собрана и находится в настоящий момент в стадии систематизации. При первоначальном анализе очевиден разный подход со стороны муниципий к исполнению требований Программы. Однако, в целом, по мнению службы, в области имеется достаточное количество инвестиционных площадок и достаточный интерес со стороны бизнеса к развитию всех сфер рыбохозяйственного комплекса. Тема реализации данных проектов на примере Юрьевецкого района, а также проблемы промышленного рыболовства в целом, более подробно будут раскрыты в выступлении индивидуальный предпринимателя - Казанова Алексея Михайловича.
Ну, и в заключении, говоря в целом о ходе исполнения Программы, служба считает, что, несмотря на некоторые возникшие сложности и недочёты, график реализации мероприятий первого этапа Программы выдерживается успешно. Все государственные органы исполнительной власти, участвующие в данной Программе, ответственно и целенаправленно подошли к её исполнению.
Спасибо за внимание. Доклад окончен.
 
М. Мень: Спасибо. Сразу вопросы к Глебу Олеговичу есть, как к основному докладчику? Ну, более и менее понятно изложил, насколько я понимаю. Спасибо, присаживайтесь. Евгений Викторович Вишневский – начальник отдела гос. контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ивановской области Верхневолжского тер. управления Федерального агентства по рыболовству. Пожалуйста, Евгений Викторович, просим взять слово.
 
Е. Вишневский: Уважаемый Михаил Александрович!
Уважаемые члены Правительства Ивановской области!
Уважаемые приглашённые!
 
 Верхневолжское территориальное управление Росрыболовства сформировано в 2007 году по бассейному принципу и осуществляет свои полномочия на водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных на территории шести областей Российской Федерации, в том числе Ивановской области. Отделом государственного контроля, надзора и охраны вводных биологических ресурсов в рамках осуществления полномочий по охране водных биологических ресурсов и среды их обитания, также соблюдения природоохранных законодательств водоемов Ивановской области с начала 2011 года была проделана следующая работа:
- произведено 672 оперативных рейда;
- составлено 475 протоколов об административных правонарушениях, из них по ст. 8.33 КоАП РФ – 48, по ч. 2 ст. 8.37 – нарушение правил рыболовства – 390, по ч. 1 ст. 20.25 – 34, по иным статья – 6;
- к административной ответственности привлечено 413 граждан;
- наложено всего штрафов на сумму более 400 тыс. руб.;
- за истекший с начала года период изъято 8 плавсредств, 364 кг. рыбы и 163 орудий лова;
- проведено 160 совместных рейдов с участием представителей МВД и 176 рейдов с участием общественных сотрудников;
- инспекторами Отдела проводится массово-разъяснительная работа с рыбаками-любителями, ей охвачено около тысячи человек;
- деятельность отдела постоянно освещается в средствах массовой информации, сотрудники отдела участвуют в выступлениях по радио и телевидению;
- в газетах, журналах размещается информация о правилах рыболовства.
Хотелось бы подчеркнуть, что на учете Отдела находится 101 объект хозяйственной деятельности.
За отчетный период проверено 9 объектов, в ходе проверок выявлено 2 нарушения, возбуждены дела об административных правонарушениях, и выдано предписание об их устранениях.
В целом сотрудники Отдела контролируют обстановку в сфере охраны водных биологических ресурсов на рыбохозяйственных водоемах Ивановской области. По моему мнению, реализация указанной программы положительным образом скажется на сохранении водных биологических ресурсов и поможет стабилизировать обстановку на водоемах Ивановской области, что в результате уменьшит незаконный вылов рыбы.
Спасибо за внимание. Выступление окончено.
 
М. Мень: Спасибо, Евгений Викторович. Пожалуйста, присаживайтесь. Михаил Сергеевич Кузнецов – зам. начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области. Пожалуйста, Михаил Сергеевич.
 
М. Кузнецов: Уважаемый Михаил Александрович!
Уважаемые члены Правительства, участники заседания!
 
Ведение рыбохозяйственной деятельности на водоемах является важнейшим направлением эксплуатации биологических ресурсов, формируемых под воздействием природно-климатических интроверных факторов. Одним из направления увеличения объемов пищевой и рыбопродукции является аквакультура.
В 2010 году во исполнение программных мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства от 10 июля 2008 года №182, и решений, принятых на выездном заседании коллегии Минсельхоза России от 17.09.2009 по вопросу «О состоянии и мерах по развитию сельскохозяйственного рыбоводства в Российской Федерации», Департаментом сельского хозяйства совместно с заинтересованными структурами и муниципальными образованиями проведена инвентаризация прудовых хозяйств на территории Ивановской области, занимающихся сельскохозяйственным рыбоводством.
Инвентаризация показала, что на территории Ивановской области деятельность по сельскохозяйственному рыболовству осуществляет семь хозяйств на площади 480,8 Га и две организации по реакрационному рыболовству на площади 102,2 Га.
На сегодня не осуществляется деятельность в Савинском районе на прудах бывшего Панфиловского рыбхоза – 138,7 Га и у рыбопитомника Востринский Лежневского района – 159,1 Га.
Кроме того, ряд хозяйств, имеющих пруды и водоемы комплексного назначения и системы, предназначенные для орошения сельхоз угодий и прочего водоснабжения, которые также могут быть использованы под сельскохозяйственное рыболовство – это 18 водоемов общей площадью более 350 Га.
Инвентаризация выявила следующие проблемы, мешающие ускоренному развитию аквакультуры:
- низкое техническое состояние водоемов, используемых для выращивания товарной рыбы;
- недостаточный объем выполнения профилактических мероприятий;
- недостаток специализированных рыбных кормов необходимого качества и по доступным ценам;
- отсталость технологий интенсивного рыболовства;
- физический и моральный износ имеющейся техники;
- неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений насосных станций;
- отсутствие механизма круглогодичной оптовой торговли рыбной продукцией.
По итогам 2010 года объем производства рыбной продукции сельскохозяйственного рыболовства всеми рыбохозяйственными организациями доведен до 166 тонн. За первое полугодие 2011 года объем производства составил 135 тонн, что в 2,3 раза больше к соответствующему периоду 2010 года.
Реализация мероприятий в рамках рассматриваемой программы позволит получить среднегодовой прирост товарной рыбы, и довести производство к 2015 году до 189 тонн.
Увеличение производства рыбной продукции предусматривается за счёт эффективного использования потенциальных возможностей природно-климатического и имеющегося производственного потенциала, его реконструкции и обновления, в том числе, при проведении рыбоводно-мелиоративных мероприятий, вовлечения новых собственников прудового хозяйства, которые приобрели имущество в ходе реализации конкурсного производства ОАО «Ивановский рыбокомбинат» или планируют освоение новых прудовых площадей земельных участков под рыбоводство.
В рассматриваемых программных мероприятий, Департаментом сельского хозяйства продовольствия Ивановской области приняты во внимание различные направления развития промышленного рыбоводства с учетом предложений руководителей рыбохозяйственных организаций. В том числе, модернизация действующих хозяйств и ввод в эксплуатацию прудовых площадей под сельскохозяйственное рыбоводство, ввод в эксплуатацию новых мощностей по выращиванию рыбы, ввод в эксплуатацию новых мощностей по первичной и глубокой переработке рыбы, организация интегрированного рыбоводно-утиного хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
В рамках реализации данной программы за 2010 год и первое полугодие 2011 года за счет собственных средств на сумму порядка 5,3 млн. рублей рыбохозяйственными организациями выполнены мероприятия по вышеназванным направлениям.
Рыбохозяйственными организациями ООО «СПК Нельша», ООО «Возгун», неристововырастное хозяйство «Шача» и другие проведена техническая модернизация прудовых хозяйств на площади 45 Га.
Для организации соткового хозяйства в настоящее время руководством ООО «Заря» проводятся организационные работы по приобретению новых прудовых площадей на территории Тейковского района. ООО неристововырастное хозяйство «Шача» приобрело оборудование для сотков. Для организации первичной переработки рыбы обществом неристововырастное хозяйство «Шача» приобретена холодильная установка для единовременного хранения и заморозки рыбы до 40 тонн.
С целью развития безотходного производства, организации развития интегрированного рыбоводно-утиного хозяйства ООО «Рыбхоз Широково» приобрело 100 голов гусей и уток.
Кроме того, в рамках реализации программы по направлению развития несельскохозяйственных видов деятельности на селе, развития сельского туризма рыбохозяйственными организациями рассматривается возможность организации на прудах платных услуг: отдыха граждан и рыбной ловли.
ООО «Рыбачок» в деревне Щука Комсомольского района осуществляет строительство базы отдыха.
На наш взгляд, рост производства рыбы связан не только с государственной поддержкой, которая возможна в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процента по всем видам кредита, полученным в российских кредитных организациях, и приобретение племенного рыбопосадочного материала, но и решения на местах, на уровне муниципальных образований, вопросов передачи земельных участков в аренду, и закрепления водоемов или передачи их в аренду на длительный срок потенциальным инвесторам.
Принятие таких решений требуется на сегодня в Приволжском районе для СПК Рыбпромресурс под строительство прудового хозяйства с вводом в эксплуатацию 18 Га площадей в районе деревень Максимовка и Карбышево, Кинешемском районе ООО «Дельфин» под строительство нагульных прудов село Руговое и пруда у села Озерки, в Ивановском районе в «Крылов» для организации индустриального рыболовства близ деревни Пещеры.
Реализация программы мероприятий обеспечит создание новых рабочих мест, что приведет к повышению уровня доходов сельского населения, улучшению демографической ситуации и развитию соответствий инфраструктуры сельских территорий, рациональному и комплексному использованию сельскохозяйственных земель покрытых водой, к интеграции рыбоводства с другими видами сельскохозяйственного производства, обеспечению населения региона живой и охлажденной рыбой.
Доклад закончил. Спасибо за внимание.
 
М. Мень: Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Владимир Сергеевич Соков – начальник Департамента конкурсов и аукционов. Пожалуйста.
 
В. Соков: Уважаемый Михаил Александрович!
Уважаемые члены Правительства и присутствующие!
 
Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области является уполномоченным на осуществление функций в сфере организации и проведения конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ №264.
В 2010 - 2011 годах была проведена совместная работа со Службой по охране объектов животного мира Ивановской области по разработке конкурсной документации и проведению конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в Ивановской области на 2011 и половину 2012 года. На настоящий момент проведено 2 конкурса, и третий находится на стадии рассмотрения заявок участников. Эти конкурсы проводились впервые, и опыт у потенциальных участников отсутствовал. К конкурсу практически никто не был готов, поэтому пришлось в этом году 3 конкурса и проводить.
Одним из важнейших условий участия в конкурсе является наличие рыбоперерабатывающего производства, расположенного в собственном или арендованном здании, соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям для переработки рыбы. Кроме этого, необходимо наличие работников, зарегистрированных на территории определенного муниципального района. Документы с информацией об отсутствии таких сведений свидетельствуют о невыполнении требований конкурсной документации, что является основанием для отказа претенденту в допуске к участию в конкурсе без предоставления конкурсной комиссии права решить этот вопрос иначе.
В связи с этим, предыдущие конкурсы на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в Ивановской области были признаны несостоявшимися, в связи с допуском к участию в конкурсе единственного участника по некоторым из представленных лотов и отказом в допуске к участию в конкурсе заявителям, подавшим заявки на все остальные лоты. По результатам конкурса, проведенного в декабре прошлого года, из 57 конкурсных заявок поданных на 23 лота, был допущен к участию в конкурсе единственный участник по одному лоту. По результатам конкурса, проведенного в мае этого года, из 31 конкурсной заявки поданной на 21 лот, было допущено 3 участника, подавших заявки на пять лотов.
Основной причиной отказа явилось несоответствие поданных заявок требованиям конкурсной документации, а в частности отсутствовал обязательный пакет документов. При этом информация о конкурсе размещалась на официальных сайтах Департамента конкурсов и аукционов и Службы по охране объектов животного мира и публиковалась в средствах массовой информации.
Проанализировав итоги проведенных конкурсов, был сделан вывод о том, что в настоящий момент на территории Ивановской области существует лишь малая доля организаций, которые хоть как-то соответствуют требованиям законодательства и могут осуществлять рыбоперерабатывающую деятельность. На сегодняшний день, у большинства участников конкурса имеется в наличии только холодильное оборудование в неприспособленных для переработки рыбы помещениях. При этом, как показала практика последних проведенных конкурсов, заявки на участие в конкурсе подавали местные организации и индивидуальные предприниматели, однако на конкурс вышли и юридические лица, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации, например, в Нижегородской области. Что может способствовать вытеснению из промышленного рыболовства местных рыболовов. У них практически все документы в порядке, за исключением отсутствия рыбоперерабатывающего комплекса.
В связи с вышеизложенным, Департамент конкурсов и аукционов считает необходимым:
- провести работу по формированию лотов в сторону укрупнения рыбопромысловых участков путем их объединения;
- увеличить срок, на который будет заключаться договор о предоставлении рыбопромысловых участков, до 20 лет;
- провести новый конкурс на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в Ивановской области уже в этом году с заключением договора по итогам конкурса на 20 лет.
Такой подход к продлению срока договора и формированию рыбопромысловых участков окажет положительное влияние на развитие промышленного рыболовства в Ивановской области и будет способствовать росту и укреплению в промышленном рыболовстве рыбоперерабатывающих цехов, расположенных на территории Ивановской области, а также появлению новых претендентов на участие в конкурсе, настроенных на создание и развитие новых и современных цехов по переработке рыбы и, следовательно, дополнительных рабочих мест.
Полагаю, главам муниципальных районов, прилегающих к реке Волга, следует обратить внимание на решение возникающих у предпринимателей проблем и оказать им необходимую поддержку.
В настоящее время, практически только в Пучежском районе имеются предприятия, способные осуществлять переработку рыбы, но для успешной работы им нужны соответствующие объемы вылова рыбы. Всем остальным районам необходимо в кратчайшие сроки организовать такие производства, так как условия следующего конкурса будут ужесточены.
Спасибо за внимание.
 
М. Мень: Спасибо, Владимир Сергеевич. Ершов Николай Федорович – глава Пучежского муниципального района, председатель Совета района. Пожалуйста, Николай Федорович.
 
Н. Ершов: Уважаемый Михаил Александрович! Уважаемые члены Правительства! Уважаемые приглашенные!
 
Программой мероприятий по организации регулированию промышленного, любительского и спортивного рыболовства, охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах и рыбоводству Ивановской области на 2010 - 2015 годы утверждены конкретные показатели исполнения для 2-х муниципальных районов Ивановской области - Пучежского и Юрьевецкого. Что вполне обоснованно, поскольку именно эти районы имеют самую обширную водную поверхность Горьковского водохранилища и исторически перерабатывающие мощности были сконцентрированы в этих районах.
В частности для Пучежского района Программой поставлены следующие задачи:
1.      Создание в 2010-2011 годах рыбоперерабатывающего производства в г. Пучеж за счет средств инвесторов и заемных средств. Объем финансирования установлен в размере 2,5 млн. рублей. Пуск объекта в эксплуатацию был запланирован в 2011 году, выход на планируемую мощность до 100 тонн в год в 2012 году. Основными исполнителями определены администрация Пучежского района и ОАО «Пучежская МТС» (п. 4.1. Приложения 1 к Программе).
2.      В целях активизации развития рынка услуг в сфере промышленного, любительского и спортивного рыболовства и рыбоводства (пункт 7 Приложения 1 к Программе) в 1-ом полугодии 2011 года администрацией муниципального района должна была быть проведена инвентаризация:
-        существующих спортивных рыболовных баз и рыбоперерабатывающих производств на территории района;
-        земельных участков, пригодных для строительства, реконструкции и модернизации объектов промышленного, любительского и спортивного рыболовства и рыбоводства;
А также сформирован и представлен в ДЭРиТ Ивановской области перечень инвестиционных площадок для использования под объекты промышленного, любительского и спортивного рыболовства и рыбоводства.
 
Администрацией района решению поставленных Программой задач уделялось достаточное внимание, и ход исполнения держался под постоянным контролем.
Итогом проделанной работы является создание в г. Пучеже и в селе Новленском на границе Пучежского и Юрьеветского районах двух перерабатывающих производств, которые прошли обследование специализированными организациями Роспотребнадзора, и получили положительное заключение о соответствии этих производств требованиям санитарных норм и правил. Объем инвестиций в 2 рыбоперерабатывающих производства составил более 2 млн. рублей. Таким образом, подпункт 1 пункта 4 Приложения 1 к Программе можно считать исполненным.
По результатам проведенной инвентаризации установлено:
-        иных рыбоперерабатывающих производств, готовых к переработке рыбы, на территории района нет, также отсутствуют действующие рыболовные базы;
-        для строительства объектов любительского и спортивного рыболовства имеются в наличии и отмежеваны земельные участка на берегу реки Волга и берегу реки Ячменка, площадью 2,2 Га, 27,5 Га, 4,5 Га, 0,9 Га и 20 Га. Дело за небольшим - осталось найти инвесторов.
В Департамент экономического развития и торговли Ивановской области направлено предложение о включении этих участков в перечень инвестиционных площадок для развития любительского и спортивного рыболовства.
3.      В целях обеспечения выхода созданного рыбоперерабатывающего производства на запланированные объемы стабильной нагрузки мощностей, в целях окупаемости вложенных средств, необходимо увеличить срок заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в пользование минимум на 20 лет.
Конкурс на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков необходимо провести в этом году с заключением договоров на длительный срок, и это соответствует требованию Федерального закона.
Укрупнение рыбопромысловых участков необходимо производить, но вызывает опасение, что это укрупнение будет идти долго, затянется, и мы потеряем время, и проведение конкурса оттянется.
Еще один серьезный вопрос мне хочется сегодня затронуть. Есть люди, которые не профессионально подходят к вопросам промышленного и спортивного рыболовства, и появляются лоббисты, которые толкуют либо одно, либо другое направление. Промышленное и спортивное рыболовство никогда не мешали друг другу, и советский период нашей страны наглядный пример тому. Нужны разумные правила рыболовства и только. Пример Юрьевецского района я сегодня хотел бы привести как негативный в последние годы. Увеличение площади спортивного рыболовства и резкое сокращение промышленного, что от этого имеем? Уменьшение квот на вылов рыбы для Ивановской области, потеря рабочих мест для промышленного рыболовства, и все последствия из этого вытекающие. Естественно, ниша законного рыболовства занимается браконьерским рыболовством.
В заключение следует сказать, что программа принята своевременно, цели и задачи, поставленные в ней, конкретны, скоординированы по срокам и основным показателям. Это позволяет заинтересованным лицам и организациям добиться в итоге основного результата – устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса в Ивановской области.
 
М. Мень: Спасибо. Девочкин Алексей Михайлович, пожалуйста. Член Правления Ивановского рыболовно-спортивного клуба.
 
А. Девочкин: Уважаемый Михаил Александрович!
Уважаемые члены Правительства!
Уважаемые участники заседания!
 
Прошло чуть меньше года с момента принятия данной Программы в Ивановской области. За это время в нашей стране произошел ряд событий, привлекших внимание властей различного уровня и всего рыболовного сообщества к данному вопросу. Наша программа стала еще более актуальной и стратегически важной. Она должна учесть интересы всех заинтересованных сторон: и рыболовов-любителей, и промышленников, и местных жителей, и бизнеса, и власти, и самое главное - будущих поколений.
Понятно желание одних ловить свободно и бесплатно на традиционных местах, а других развивать промысел для увеличения переработки и развития бизнеса. Но есть и еще одна составляющая – это рекреационный рыболовный туризм, способный занять более весомую роль в социально-экономическом развитии нашей области.
Задумайтесь, пожалуйста, 10% инвестиций в мире приходится на долю туризма. Он же создает и 10% от общемирового ВВП. К концу 2007 года 231 миллион рабочих мест на планете были задействованы в этом секторе, что составляет 8,3% от всех рабочих мест в мире.
Рекреационное рыболовство сегодня – это серьезный туристический бизнес. В специализированных клубах Англии состоит более трех миллионов человек, тратящих на свое хобби в среднем тысячу фунтов в год.
В Канаде доходы от любительского рыболовства составляют около 6,3 млрд. долларов. В этой отрасли создано около 60 тысяч дополнительных рабочих мест, а на поимку одного лосося при любительском рыболовстве вовлекается в оборот 90 долларов, в то время как на вылов того же лосося при промышленном рыболовстве в оборот вовлекается в тридцать раз меньше – около трех долларов.
6 мая 2011 на межрегиональной конференции партии "Единая Россия", посвященной социально-экономическому развитию юга России, были озвучены следующие данные – в 2010 году Астраханскую область посетили 2 млн. туристов, и вы понимаете, что в абсолютном большинстве это рыболовы. В Астраханской области только официально работают 400 рыболовных баз, на которых создано 20 тыс. рабочих мест.
В Мурманской области турфирмы, специализирующиеся на обслуживании рыболовов, все последние годы обеспечивают более 70 % налоговых поступлений от всего туризма в регионе. Ежегодно в экономику области через эти фирмы поступает от 6 до 10 млн. долларов, создаются новые рабочие места.
На данный момент в Ивановской области уже проведена определенная работа по потенциальному развитию рекреационного рыболовства и рыболовного туризма. У нас функционируют 5 рыболовных хозяйств и около 15 баз. Стали традиционными и широко известными за пределами области рыболовные соревнования – Кубок Губернатора Ивановской области по спиннингу, Динамовская рыбалка, Фестиваль Рыбак-рыбака в г. Юрьевец. Для сотен местных жителей Плеса, Юрьевца, Пучежа оказание различных услуг (проводник, возничий, егерь и т.д.) приезжим рыболовам является главной статьей семейного дохода.
Как справедливо было замечено, в феврале этого года закончились договора пользования РПУ для организации ЛиСР на Горьковском водохранилище. За три года функционирования РПУ в Ивановской области сама рыбалка для всех абсолютно была бесплатной. В то же время на многих рыболовных участках регулярно проводились рыбоохранные и мелиоративные мероприятия, а так же развивалась рыболовная инфраструктура, было подготовлено несколько инвестиционных проектов.       Волна рыболовных митингов, прошедшая по многим субъектом РФ 26 марта текущего года, Ивановскую область непосредственно не коснулась. Как справедливо заметил Глеб Олегович, в этом заслуга всех участников данного процесса и службы по охране, и общественности рыболовной, и участников. Тем не менее, мы должны помнить, что митингующие требовали не только отмены платной рыбалки, но и введения запрета на розничную торговлю сетями и сетематериалами, усиления борьбы с браконьерством и загрязнением водоемов, ужесточения наказания за браконьерство, ограничение промышленного рыболовства и повсеместное соблюдение Водного Кодекса.
 А эти проблемы по-прежнему актуальны для нашей области и вызывают озабоченность рыболовной общественности.
В проекте закона о любительском и спортивном рыболовстве, разработанном в Государственной Думе РФ в мае этого года, отражены следующие ключевые моменты:
- отсутствие рыболовных участков в границах крупных населенных пунктов и местах традиционной массовой рыбалки;
- приоритет сохранения водных биоресурсов над их использованием;
- усиление роли рыболовной общественности в принятии рыболовных законов и актов, и в контроле за их исполнением;
- ограничение торговли сетями и усиление борьбы с незаконным выловом.
В проекте закона предусмотрены следующие категории водных объектов:
- водные объекты общего пользования – рыбалка на них осуществляется свободно и бесплатно с соблюдением действующего законодательства;
- появляется новый термин - рекреационно-рыболовные хозяйства – ограниченные по площади водоемы, где рыбные запасы поддерживаются путем регулярного зарыбления пользователем данного хозяйства;
- и рыболовные участки для организации любительского и спортивного рыболовства с ограничением в 5 % от общей площади водоемов субъекта РФ. На этих участках будет вестись учет рыболовов и пойманной рыбы, проводиться мероприятия по сохранению и охране водных биоресурсов, создаваться необходимая инфраструктура и рабочие места.
Работа над законом продолжается, впереди согласование с федеральными ведомствами и субъектами РФ и слушание в ГД. До конца этого года закон должен быть принят. Так же в разработке находятся закон об аквакультуре и поправки в закон о рыболовстве в части усиления борьбы с браконьерством.
Очевидно, что для успешного осуществления всех видов рыбопользования, для удовлетворения интересов всех сторон и для максимальной экономической отдачи, уже сегодня нужно во главу Программы поставить вопрос сохранения и воспроизводства водных биоресурсов Ивановской области.
Для этого необходимо:
1. Наладить сотрудничество с рыболовной наукой. Нужно регулярно и максимально объективно проводить рыбоводно-научные исследования не только Волги, но и других крупных водоемов Ивановской области. И при снижении показателей рыбопродуктивности принимать срочные и достаточные меры.
2. Помогать и требовать от Федерального агентства по рыболовству исполнения, возложенных на них обязанностей по контролю за выловом биоресурсов и по борьбе с браконьерством.
3. Решить вопрос о создании органов общественной рыбоохраны Ивановской области, поскольку даже при полноценной работе Федеральное агентство по рыболовству самостоятельно не в состоянии полностью качественно выполнять свои обязанности.
4. Законодательно запретить свободный оборот сетей и сетематериалов, а так же регламентировать торговлю пресноводной рыбой и продуктами переработки на территории Ивановской области. К этому вопросу нужно подойти также принципиально и жестко, как было с закрытием игорных заведений.
5. Организовать работы по зарыблению водоемов Ивановской области на основании научных исследований.
6. Способствовать становлению общественных организаций рыболовов на территории Ивановской области с обязательным вовлечением их представителей в законотворческую и контрольную деятельность.
Эти и другие, предусмотренные Программой меры, позволят комплексно и эффективно развивать рыболовство на территории Ивановской области.
Доклад окончен.
Спасибо за внимание!
 
М. Мень: Так. Спасибо. Казанов Алексей Михайлович – индивидуальный предприниматель. Пожалуйста.
 
А. Казанов: Уважаемый Михаил Александрович!
Уважаемые члены Правительства, участники заседания!
        
В прошлые годы основные рыбопромысловые мощности в Ивановской области были сосредоточены в Юрьевецком рыбоцехе (Ивановский рыбокомбинат). Лов это предприятие осуществляло на всей территории Горьковского водохранилища. На нем работало свыше двух десятков рыбопромысловых звеньев, флот насчитывал около десяти рыболовецких судов. По ряду объективных и, к сожалению, субъективных причин это предприятие сохранить не удалось. В связи с этим в районе фактически прекратилась промышленная переработка рыбной продукции.
В 2000 году я перестроил одно из зданий бывшего пив. завода в г. Юрьевец под цех по переработке продуктов из рыбы. Перерабатывал морскую, а когда появилась возможность взять рыбопромысловый участок в аренду, стал добывать и перерабатывать и речную рыбу. И вот, уже более десяти лет работаю в этой отрасли. Скажу честно, временами было желание перестроить цех под другие цели или вообще продать. Но эти времена прошли. Сейчас много уделяется внимания промышленному рыболовству на федеральном уровне. Всерьез занялись нашими проблемами на самом высоком областном уровне, и в районе удаётся находить общий язык и поддержку.
Утвержденная год назад областная программа по развитию рыболовства и рыбоводства в области внушает оптимизм, в ней системно и открыто определены проблемы отрасли и пути их преодоления. Программа позволяет скорректировать планы тех, кто уже работает, и привлечь новых инвесторов.
В соответствии с программой в области прошло уже несколько конкурсов на право заключения договора аренды на рыбопромысловый участок. Хочу отметить, что конкурсы проводились в строгом соответствии с законодательством, были открыты, прозрачны и всем в равной степени доступны. Но быть допущенным к участию в них удалось далеко не всем и это, на мой взгляд, правильно. Конкурсы отсеяли непрофильные организации, отсеяли желающих, как и было прежде, просто иметь участок, не имея перерабатывающих мощностей, ни за что не отвечать, и ни во что не вкладываться. Конкурсная документация позволяет стать победителями лишь тем, кто давно в отрасли, либо пришел в неё в серьез и надолго.
Несколькими словами коснусь спортивного рыболовства. Исторически так сложилось, что промышленное, спортивное и любительское всегда сосуществовали вместе и никаких конфликтных ситуаций никогда не возникало. И лишь в недавнем прошлом появилась тенденция отдавать приоритет спортивному рыболовству. В итоге в Юрьевецком районе под спортивное рыболовство была отдана большая часть самых рыбопродуктивных участков. Всем известно, к чему это привело. Договоры на объемы вылова пользователями не заключались. На этих участках фактически происходил бесконтрольный лов, охрана и воспроизводство рыбных запасов, которыми должны были заниматься пользователи, не производилась. Проблема браконьерства в полной мере по-прежнему ложилась на плечи государства. В чем же тогда смысл такого выделения участков в аренду? При этом промышленное рыболовство ни когда не мешало любительскому, и современное законодательство позволяет заниматься любительским, спортивным рыболовством и вести промысел на тех же участках. А вот контроля и соответственно порядка на арендованных промысловых участках больше. На тех участках, где сейчас рыбаки ведут законный промысел, браконьеров практически нет. Вернулась и старая полезная традиция в проведении совместных рейдов рыбопользователей и рыбоохраны, возбуждаются административные и даже уголовные дела на нарушителей. Совместные рейды дисциплинируют рыбаков и инспекторов, внушают уверенность, что делаем одно общее и важное дело. Уверен, и большинство рыбопользователей нашего района меня поддержат, что возвращение, в соответствии с программой, на большую часть рыбопромысловых участков в Юрьевецком районе промышленного рыболовства позволит более рационально использовать имеющиеся биоресурсы, позволит создать новые рабочие места, сократит браконьерство, и любительский лов сохранится в полной мере, останется бесплатным и свободным. Промышленное рыболовство и в основном продукция нашей отрасли логично вписывается в программу по развитию туризма, позволяет вернуть один из основных брендов городу Юрьевец – город рыбаков.
И еще несколько слов о браконьерстве. У нас конечно не Дальний Восток и даже не Астрахань, но объёмы браконьерской индустрии впечатляют. По скромным подсчетам из Юрьевецкого района в зимний период и во время весеннего запрета вывозится браконьерской рыбы от 3 до 5 тонн ежедневно. В район приезжают множество мелких перекупщиков, существуют даже целые приемные пункты, куда браконьер может беспрепятственно сдать рыбу и сразу получить расчет. Затем перекупщик получает ветеринарное свидетельство, и поехала браконьерская рыба, уже легализованной на рынки. Инспектора рыбоохраны в одиночку не справятся с этой проблемой, им нужна помощь. Необходимо ужесточить контроль при транспортировке и реализации рыбной продукции. У продавца на рынке, в пакете документов на рыбную продукцию должна прослеживаться история этой рыбы от квоты рыбопользователя, переработки и до торгового прилавка.
Также хочу коснуться проблемы невероятно высокого уровня административных барьеров, выстроенных на уровне федерального законодательства, ориентированного в первую очередь на морской лов и не учитывающего особенностей лова на внутренних водоемах. К примеру, что бы получить разрешение на промысел на наше маломерное судно, на лодку, пакет документов приходиться собирать такой же как на морской рыболовецкий траулер, который вылавливает сотни тон, и продукция выходит с него уже в банках. Приходится подавать в Службу по охране объектов животного мира несколько десятков заявок с полным пакетом одинаковых документов, причем, в основном, нотариально заверенных, отдельно на каждый вид биоресурсов, вплоть до мотыля. Да и службе приходится заключать десятки договоров с каждым рыбопользователем, что сильно затягивает весь процесс оформления. Сами квоты неприлично маленькие, по некоторым видам составляют несколько килограммов. О какой рентабельности переработки при таких квотах можно вообще говорить?
Предлагаю создать ассоциацию рыбопользователей и уже совместно, при поддержке службы и Правительства области, выходить на федеральный уровень, вносить предложения в изменение правил рыболовства, добиваться увеличения квот на область. Увеличение размеров рыбопромысловых участков и сроков их аренды также внесет стабильность в отрасль и позволит привлечь дополнительные инвестиции.
И в заключение хочу сказать, что лично у меня в планах заниматься не только промыслом и переработкой, но и рыбоводством на базе УЗВ, (установка замкнутой водоочистки). В других странах этим перспективным способом выращивают уже тысячи тонн форели, осетра и другой рыб. Если удастся, а программа это позволяет, сделать задуманное, то в скором будущем на столе жителей Ивановской области будет не только дальневосточная сельдь и китайская форель, но и наша собственная продукция достойного качества и по доступным ценам.
Спасибо за внимание.
 
М. Мень: Так. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы еще выступить по данному вопросу? Ну что, давайте, подводим черту.
Первое, что я хотел бы сказать, документ достаточно емкий проработанный, конечно, нужно обратить внимание на некоторые вещи. В первую очередь, я напоминаю, что в 2009 году Федеральным Правительством принята стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2020 года. Это такой базовый документ, и в нем намечены основные направления развития рыбной отрасли в Российской Федерации. И призываю разработчиков нашего документа периодически сверять часы с этой программой, чтобы двигаться в унисон с поставленными на федеральном уровне задачами, ну конечно, с учетом зрелости региона на данном этапе, и не делать шагов, которые заведомо будут холостыми, пустыми. Но в любом случае нужно смотреть на то, как развивается эта программа на федеральном уровне, и, безусловно, нужно смотреть на формирование внутреннего рынка продукции, о чем и говориться в федеральном документе, и также смотреть на внедрение новых методов, технологий воспроизводства водных биоресурсов. Конечно, нам немножко до этого далеко, но стартовать нужно именно сейчас.
Также хотел, чтобы все обратили внимание на необходимость провести задачи мероприятия данной программы в соответствии со сроками реализации. Вот, я, внимательно готовясь к сегодняшнему Правительству, посмотрел детальный план региональной программы, на самом деле предусмотренной только до 2012 года. А мы же с вами все-таки принимаем программу до 2015 года. Я понимаю, что так, как бы заглядывать досконально детально сложно, но в любом случае, нужно и 2013 – 2015 годы расписать тоже, потому что действительно эта программа носит стратегический характер. Обратите на это внимание.
Ну, и хотел бы еще вот важный акцент поставить в сегодняшнем разговоре, что для многих жителей наших приволжских городов и населенных пунктов вообще, это является одним из серьезных заработков, а то и порой одним из основных заработком. Поэтому здесь нужно быть очень внимательным, в то же время нужно смотреть, чтобы нормальная организация велась, безжалостная борьба с браконьерством, но, с другой стороны, нужно внимательно смотреть над тем, чтобы мы занеорганизовали эту работу. Понимаете, да? Чтобы обилие правил каких-то, установок, которые, безусловно, появляются со временем, чтобы они не тормознули вообще людей в этом занятии, которым они занимаются, в том числе и с точки зрения пополнения семейных бюджетов. Это важный момент.
Ну, и здесь прозвучало то, что рыболовство туристической направленности – тема очень перспективная. Я думаю, что вот на этой теме нужно сделать конкретный, Глеб Олегович, пункт в этой программе. Просто, конкретно просмотреть вместе с нашим Департаментом спорта и туризма, с управлением по туризму, которое в этом Департаменте работает, и прямо выделить отдельным пунктом эту тему. Потому что это важный момент, и люди едут к нам с этой целью, и почему не развивать. Здесь действительно хорошие цифры приводились, что в некоторых регионах до половины доходной части бюджета, которая формируется за счет туристической отрасли, формируется за счет рыболовства. Обратите на это все внимание очень серьезно.
Ну вот, наверное, и все, с учетом вот этих поправок, изменений. Считаю, программу нужно принимать, ну и Главам нужно активнее работать в этом направлении. Я вижу, что и Пучежский район старается здесь, активен. Я думаю, что другим Волжским нашим муниципалитетам нужно тоже быть чуть активнее. Ну и всячески поддерживать любые предпринимательские начинания, в том числе, вот последний выступающий очень четко отразил то, что проблем достаточно много. Ну, у нас вообще, в целом проблем много по ведению малого и среднего бизнеса. Мы это прекрасно понимаем, и с этим необходимо бороться на постоянной основе, что называется, с устранением этих барьеров. А в этой отрасли здесь особо возникают различные проблемы. Я никогда не забуду, как требования к кому-то выдвигали, чтобы у всех на рыбопереработке, которое было предприятие у нас или в Кинешме, или в Юрьевце, я уже не помню, и было требование выставлено делать маникюр, обязательно, чтобы у всех сотрудников был сделан маникюр. Ну, наверное, это такое правильное требование, да? Чтобы была чистота и так далее, но это вызывает какую-то такую вот не очень здоровую реакцию у сотрудников этих предприятий.
Ну, что ж, спасибо, коллеги. Давайте продолжим работу в этом направлении, и с учетом замечаний и изменений давайте вносить документ мне на подпись.
Спасибо. В 11:30 жду Глав муниципальных образований на совещании.

\